Часть третья
Ценностное
предложение
для вашей целевой аудитории
Пожалуй, самая важная часть резюме
часть третья
Ценностное предложение для вашей целевой аудитории
Пожалуй, самая важная часть резюме
Резюме – ваш личный маркетинговый инструмент.
Это документ, основная цель которого, донести до потенциального работодателя мысль:
«О, это тот, кто нам нужен. Срочно зовите общаться!».

Подготавливая резюме, принципиально важно понимать, какую цель вы преследуете, и кто будет читать этот документ. Важно ориентироваться на читателя, правильно расставлять акценты и преподносить релевантную информацию в первую очередь.

Резюме не может быть одним на все случаи жизни, его нужно докручивать и дописывать под каждую конкретную задачу и целевую аудиторию.
Ценностное предложение показывает как ваш опыт позволит решить проблему работодателя.
Формулируется в нескольких предложениях понятным работодателю языком.
Professional summary или ценностное предложение
Квинтэссенция резюме — емкое описание опыта и вашей профессиональной ценности, ориентированное на нужды целевой аудитории, то есть вашего читателя: рекрутера, потенциального работодателя и т. п.
Один параграф, который «зацепит» читателя и замотивирует его изучать ваш опыт более внимательно.

В английском языке этот раздел резюме называется «professional summary», удачного же русского эквивалента нет. Мне нравится использовать терминологию маркетологов и говорить о ценностном предложении.

В самом резюме этот блок можно назвать «ключевой опыт» или «компетенции» или «достижения» в зависимости от того, что вы там перечисляете, а можно оставить поле без названия — как вам больше нравится.

В классическом и функциональном резюме ценностное предложение располагается сверху, над описанием опыта работы, в резюме формата работных сайтов — это поле «о себе», к сожалению, располагающееся в самом конце. В соц сетях это часто называется «шапкой» и находится вверху страницы.

Формат ценностного предложения может быть любым: это может быть текст, написанный как от первого, так и от третьего лица; это может быть перечисление ключевых компетенций и достижений, или микс из того и другого. Тут все зависит от вашего опыта, сферы деятельности, уровня позиции и целевой аудитории.

Ниже представлены несколько примеров краткого саммари, ориентированных на конкретные узкоспециализированные вакансии (гипотетические). Обратите внимание, что в этих саммари отражается именно тот опыт, который будет наиболее ценным для потенциального работодателя.
Финансовый директор
Финансовый директор IT-стартапа, ACCA, CFA. 15+ лет опыта работы в финансах и бухгалтерии, 11 лет в IT сфере. Отличное знание отрасли и специфики работы продуктовой компании. Подготовил к продаже инвестиционным фондам 4 компании, занимающиеся разработкой ПО.
Графический дизайнер
Графический дизайнер с опытом работы 7+ лет. Разработка и сопровождение фирменного стиля, создание брендбука, разработка дизайна маркетинговых материалов. В компании Х руководил проектом разработки и внедрения новой концепции визуальной подачи бренда. Подготовил комплект печатных материалов и элементов для их создания, который в данный момент используют более Y франчайзи компании в Z городах РФ и Восточной Европы.
Персональный ассистент
Личный помощник генерального директора холдинговой компании. Правая рука руководителя и глава административной функции. Быстро выполняю «невозможные» задачи: дозваниваюсь до всех недоступных партнеров, организую нестандартную логистику, собираю любую информацию. За 5 лет работы в компании Х создала сильную команду из Y секретарей, перевела документооборот на СЭД LotusNotes.
Инженер-проектировщик
Ведущий инженер-проектировщик КМ/КЖ. Опыт работы 10+ лет на EPC-M проектах в химической промышленности. Проектирование, авторский надзор на объекте, успешное взаимодействие с подрядными организациями и заказчиком в т.ч. на английском языке. Руководство командой из Y человек.
HR менеджер
Менеджер по адаптации, обучению и развитию персонала медицинского центра. За 8+ лет опыта работы в сети клиник Х подобрала и встроила в команду более Y врачей и Z специалистов back-office, обучила N+ сотрудников стандартам клиентского сервиса, разработала программу нематериальной мотивации, что сократило текучесть кадров на K%.
Молодой специалист
Амбициозный выпускник экономического факультета МГУ. За время учебы прошел две стажировки в консалтинговой компаний Х в должности ассистента аудитора. Работал на проектах компаний нефтегазовой отрасли.
В некоторых случаях дополнительно необходимо название или «цель резюме»
Название резюме важно, так как оно сразу задает правильный настрой
Название резюме, часто его же называют «цель резюме» — это должность, которую вы хотите получить и/или занимаете в данный момент. Название важно, так как оно сразу задает правильный настрой: во-первых, помогает автору выстроить свое резюме в соответствии с обозначенной целью, а во-вторых, сообщает читателю ваше позиционирование и уровень интересующей должности.

Посмотрите как называются интересные вам должности у потенциальных работодателей на рынке труда. Будет отлично, если название вашего резюме будет совпадать с тем, как обычно называются такие позиции.

Хорошие формулировки
Финансовый директор
Руководитель отдела логистики
Инженер-проектировщик промышленных зданий
SMM маркетолог
Программист C#, C++
Специалист по обучению и развитию персонала
Неудачные формулировки
Руководитель отдела
Главный специалист
Инженер
Специалист по маркетингу
Программист
Начинающий специалист
И снова про маркетинг
Маркетинговые кампании начинаются с определения целевой аудитории. Товары рекламируются не просто так, а с расчетом на определенную группу потребителей. Также и резюме должно быть «настроено» на тех, кто его будет читать и принимать решение о переговорах с его владельцем.

Для того чтобы правильно настроить резюме, наш маркетинговый инструмент, нужно определить целевую аудиторию и ценность, которую они ищут на рынке труда.

Представьте себе три разные компании и нескольких «рекрутеров» одного возраста:
  • Татьяна, ведущий специалист по подбору персонала международной FMCG компании;
  • Мария Викторовна, руководитель сектора подбора персонала, работает в крупном НИИ с 50-летней историей выполнения заказов для оборонной промышленности
  • Антон, основатель быстро растущего ИТ-стартапа.

Допустим, все они ищут бухгалтера. Название позиции может и будет одинаковым, но требования к кандидатам, задачи и зона ответственности будут разными.

Более того, каждый «рекрутер» будет отражать ценности и дух той компании, в которой он работает, и искать профессионалов, не только подходящих по формальным требованиям, но и вписывающихся в корпоративную культуру компании. У рекрутеров, работающих в агентствах есть даже термин для кандидатов «формат/ не формат такой-то компании».

Так, сама Мария Викторовна будет с высокой вероятностью «не формат» для ИТ стартапа. Тем не менее, даже тут не все потеряно: если ее долгосрочная цель – переход в ИТ отрасль, то к нужному «формату» все-таки можно прийти, главное не бояться необходимых изменений и правильно себя позиционировать. Но это уже другая история :)
Что оценивают рекрутеры?
Основная задача рекрутера на этапе отбора резюме: быстро найти лучших кандидатов на открытую позицию и начать переговоры
1
Формальные требования
Соответствие опыта заявленным требованиям, прозрачный и понятный опыт.
То, насколько опыт соискателя закрывает имеющуюся "боль" открытой позиции.
2
То / не то
Соответствие неформальным требованиям, обозначенным заказчиком или внутренним клиентом, оценка «свой/чужой», "формат/неформат"

На этом этапе рекрутер также оценивает, насколько опыт соискателя закрывает имеющуюся "боль" открытой позиции.
3
Адекватность
Общая адекватность, умение структурировать и грамотно работать с информацией
Эта оценка начинается на этапе просмотра резюме и продолжается на собеседованиях. Мы не можем моментально поменять себя и подстроиться под критерии каждой компании, но на некоторые вещи мы все-таки можем повлиять, например на:
Ценностное предложение
Продуманное professional summary, подчеркивающее ту пользу, которую вы можете принести конкретному работодателю. Вы именно тот, кто может им помочь!
Правильно расставленные акценты
Выделите тот опыт, который будет наиболее ценным для конкретного работодателя. Привяжите описание своих обязанностей к имеющемуся описанию вакансии. Пишите на языке работодателя, используя его термины и ключевые слова. Это нормально "докручивать" резюме под каждую конкретную позицию, в разумных рамках :)
Стиль резюме
Чем менее формальна организация – тем проще речевые обороты. Для международных, прозападных, высокотехнологичных и молодых компаний идеален инфостиль. Сложные формы, канцеляризмы и штампы будут понятны представителям государственных организаций, различных НИИ и организаций «старого образца», но будьте аккуратны: большое количество штампов резюме точно не украсят.
Форматирование резюме
Строгая табличка, аккуратный шаблон или визуальное резюме. Для некоторых работодателей может быть оправдано резюме с обилием инфографики или стильное портфолио.
Фотография
Портрет а-ля президент страны, улыбчивый эксперт или стильный хипстер. Прическа, одежда, общий посыл - многое может играть роль уже на этапе оценки резюме.

И да, фото в прыжке будет неудачным для 99% резюме :)